Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Открытый урок "Живопись пластилином.Герб Верхнеуральского района"

 

 

Разработка урока по декоративно-прикладному творчеству.

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Живопись пластилином» 

«Герб Верхнеуральского района»

Цель: Познакомить детей с технологией живописи пластилином или пластилинографией.

Задачи:      

обучающая: обучение технике работы с пластичным материалом;

 знакомство детей с элементами декоративной росписи «живопись пластилином»;

обучить передавать форму, цвет, объём с помощью пластилина;

развивающая: развитие  познавательного интереса к декоративно-прикладному, изобразительному искусству;  пространственного мышления, посредством рисунка пластилином.

 воспитывающая: воспитание стремления к достижению поставленной цели, добросовестного   отношения к труду, интереса к геральдике родного края, малой родины, воспитывать у детей художественный вкус; познавательную активность, интерес и инициативу;                                                                                                

Материалы и инструменты:

 Оборудование для преподавателя: карандаш простой, ластик, пластилин, стеки, карточки с примерами техник, детские работы в данной технике;

Оборудование для учащихся: карандаш простой, ластик, картон, пластилин, стеки, дощечка для работы с пластилином;

Методы обучения:

 Рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: Комбинированный

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

3. Порядок работы при изготовлении композиции: «Герб Верхнеуральска»

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа.

 6. Рефлексия, закрепление нового материала.

7. Подведение итогов урока.

 8. Литература.

 

Ход урока

1. Организационный момент:

- проверка готовности учащихся к уроку

- настрой учащихся на работу

-сообщение темы, цели урока.

 2. Изучение нового материала:

1.Верхнеуральск мой в белых окаёмах,

Над городом июньская теплынь,

Клубится дымом яблонь и черёмух

И утопает в призрачную синь.

2.Я вновь к тебе вернулся, мой любимый,

Далёкий мой, мой близкий городок.

И всё, что есть в тебе, неповторимо,

Я на всю жизнь в душе своей сберёг.

3.Вот тротуар, где я гулял когда-то,

А за рекой Урал – Буренин сад.

Вот площадь, место, где в солдаты

Нас провожали много лет назад.

4.Иным стал парк, тенистые аллеи.

Укрывшись в клёнах, нежится земля.

Склоняясь вниз, над ветками сирени

О чём-то тайном шепчут тополя.

5.Помолодел и возмужал наш город,

В плечах стал шире, выше головой.

И всё же мне по-прежнему он дорог:

Здесь ярче светит солнце надо мной,

Здесь земляки родной моей России,

Простой, душевный труженик – народ.

 

6.А зори здесь, а ливни здесь какие,

Кто раз увидит, глаз не отведёт.

Верхнеуральск мой в белых окаёмах,

Над городом июньская теплынь,

Клубится дымом яблонь и черёмух

И утопает в призрачную синь. ( Фролов Николай Николаевич, Верхнеуральский поэт).

  -Здравствуйте ребята. Зовут меня Оксана  Мазитовна и сегодня я буду вести у вас урок.

Эти замечательные строки написал поэт Фролов Н.Н. о нашем городе-Верхнеуральске.

-Ребята, а вы знаете, что Верхнеуральский район является самым древним районом в нашей области?

-Итак, за свою историю Верхнеуральск несколько раз менял свой статус: сначала был пристанью, потом - крепостью. Носил разные названия: Верхояицкая, Верхнеяицкая, Верхнеуральская крепость. Его возникновение связано с основанием и строительством города Оренбурга и развитием Оренбургского края.

 Ещё Петр I мечтал о сооружении города на реке Орь для развития торговых связей со Средней Азией и странами Востока, а также для обороны юго-восточных границ от набегов кочевых племён. Свои планы Петр I осуществить не успел, их воплотила в жизнь его преемница Анна Иоанновна. По указу императрицы была организована экспедиция под руководством учёного, статского советника Ивана Кирилловича Кирилова. В конце 1734 года на берегу реки Яик (впоследствии река Урал) была основана пристань для сплава по реке провианта и строительных материалов, необходимых для возведения города Оренбурга. Но пристань была сожжена восставшими башкирами, новая крепость позже была построена ниже по течению реки Яик.

Вскоре было решено построить здесь сторожевую крепость. В 1737 г. сюда прибыла команда из состава Сибирского и Оренбургского драгунских полков.

Во время крестьянского восстания под предводительством Е. И. Пугачева крепость нападению не подвергалась.

После подавления пугачевского восстания в 1775 г. Екатерина II повелела переименовать р. Яик в Урал, Верхнеяицкая крепость стала называться Верхнеуральской. В Верхнеуральске в память об избавлении от «вора и разбойника» на горе Извоз была сооружена часовня. Каждый год 8 мая из города сюда совершался крестный ход. В 1781 г. крепость получила статус города и «уезда при нем». Верхнеуральский уезд занимал юг современной Челябинской области, нынешние Белорецкий, Абзелиловский и Учалинский районы Республики Башкортостан.

-А какой сейчас наш город?

Сегодня Верхнеуральск — районный центр Челябинской области с населением более 10 000 человек.

*54 здания Верхнеуральска признаны памятниками регионального значения. Один из них — Никольский собор, построенный в русско-византийском стиле.

*Все об истории Верхнеуральска, быте Оренбургского казачьего войска, заключенных местной тюрьмы рассказывает краеведческий музей. Его 17 тысяч экспонатов хранятся в здании бывшего Народного дома и в доме купца Устинова. Выставочный зал музея на первом этаже особняка часто становится местом проведения культурных мероприятий: здесь можно увидеть работы местных художников.

*На фоне забавной громадной гири с весёлой надписью «Все будет 100-пудово», что находится прямо напротив музея, стараются сфотографироваться все гости нашего города.

*Еще одно популярное место для фотосессиий — стелла на берегу реки Урал, символизирующая границу между Европой и Азией.

*Знаменит Верхнеуральск и своей тюрьмой, построенной в 1914 году. Из уникальной тюрьмы за всю столетнюю историю ее существования не было ни одного удавшегося побега. В разные годы здесь побывали знаменитые сидельцы: соратники Ленина Зиновьев, Каменев, Радек, первый редактор «Комсомольской правды» Слепков, двоюродная сестра Гитлера М. Коппенштайнер. Еще об одной знаменитой узнице Верхнеуральского централа документов не сохранилось, но народная молва упорно твердит, что именно здесь отбывала срок эсерка Фанни Каплан, стрелявшая в Ленина.

*Знаменитая гора Извоз, вокруг которой извозчики устраивали отдых своим коням, сейчас превратилась в настоящий заповедник. Добравшись до вершины, можно увидеть скромный памятник красноармейцам.

* Другая гора, достойная внимания, — Каменная сопка, увенчанная забавным каменным останцем в виде верблюда.

- И конечно, у нашего города есть герб    (рассмотреть работы учащихся)

За основу герба муниципального образования «Верхнеуральский район» взят исторический герб уездного города Верхне-Уральска Оренбургской губернiи Уфимскаго Намъстничества, высочайше утвержденный 6 июня 1782 года, подлинное описание которого гласит: «Въ верхней части щита гербъ Уфимскiй. Въ нижней - горностай въ зеленомъ полъ, въ знакъ изобилiя оными звърями».

Центр района город Верхнеуральск, старейший город области, основан в 1734 г. у восточных склонов Южного Урала у горы Извоз.

В 1871 году Вехнеуральску присвоен статус города, а через год городу был пожалован герб, что говорит о важности города как Первограда уральского края.

-Итак, центральная фигура герба - горностай, в геральдике символ власти и благородства.

О природных богатствах Верхнеуральского района говорит зелёное поле герба. Среди памятников природы широко известны Карагайский бор, озёра Большой Бугодак и Чебачьи.

Зелёный цвет - цвет природы, весны, надежды, плодородия.

 

Верхнеуральский район является сельскохозяйственным районом, - об этом в композиции герба говорит золотая земля - хранительница жизни, богатств и урожая. Золото в геральдике символ высшей ценности, величия, прочности, силы, великодушия.

На гербе города Верхнеуральска изображен горностай, потому, что люди считали горностая царем всех маленьких лесных зверюшек и рассказывали, что он так храбр, хитер и ловок, что никому, кроме царя, свою шкурку не отдаст. И украшали горностаевыми шубками только царские наряды, и никому, кроме царей, горностаев мех носить не разрешалось. Герб города Верхнеуральска очень старый — ему больше двухсот лет. Пожаловала герб городу царица Екатерина II.

-И сегодня мы с вами будем делать герб в технике живописи пластилином или пластилинография.

Метод рисования пластилином появился относительно недавно, но сразу обрел свою популярность не только среди детей, но и взрослых. Считается, что такой вид рисования был придуман англичанином Джеймсом Мэем, благодаря какому была создана популярная в Великобритании цветочная выставка из пластилина. Чуть позже методикой рисования пластилином воспользовалась художница из Канады – Барбара Рейд, проиллюстрировав детскую повесть.

Техника создание картин из пластилина определяется понятием "пластилинография" появилось не так давно, оно имеет два смысловых корня: "графия" - создавать, изображать, а первая половина слова "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

-Ребята, а какой бывает пластилин?

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина: парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Существует множество разновидностей пластилина, например:

* Пластика — это пластичный материал – подходит для изготовления объемных изделий, кукол, игрушек, бижутерии и др.. Затвердевает при термообработке в духовом шкафу. Пластика запекается и после полного остывания превращается в твердую и практичную пластмассу.

*Детский отскакивающий пластилин. Он очень податлив, если его разогреть в руках, но главное – остыв, он отскакивает как мячик от множества поверхностей.

*Скульптурный  пластилин -  это  пластилин, из  которого   выполняют небольшие модели, эскизы, реже производственные скульптуры малых форм. Используют   такой  пластилин  художники, студенты  художественных  вузов  и  дети, которые  занимаются   скульптурой.

*Шариковый  пластилин - состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Лепить из такого пластилина – одно удовольствие: шарики массажируют детские пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу.

*Плавающий  пластилин - Поделки из этого пластилина плавают на воде. Это значит, что с ними можно играть во время купания. Или делать из этого пластилина кораблики и пускать по весеннему  ручью.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

Но  из  пластилина  можно  не  только  лепить, им  можно  еще  и  рисовать.

-Ребята, посмотрите на работы учащихся, которые  занимаются  у нас в школе. Видите, какие  необычные композиции. И нам с вами сегодня надо постараться справиться с заданием.

3. Порядок работы при изготовлении композиции: «Герб Верхнеуральского района»

* Подготовить основу для композиции: на картоне методом размазывания сделать верхнюю часть-зелёным цветом, нижнюю-жёлтым.

*В технике «пластилиновая живопись» выполнить фигурку горностая, используя белый и чёрный цвета пластилина.

*Расположить горностая в центре композиции, доработать мелкие детали.

* Композицию разместить в рамочку. Работа готова!

4. Физкультминутка.

-А для начала проведём разминку…

Все ребята дружно встали            ( Выпрямится)

И на месте зашагали.                     (  Ходьба на месте)

На носочках потянулись                 (Руки поднять вверх)

А теперь назад прогнулись.           (Прогнуться назад руки и  положить их за голову)

Как пружинки мы присели            (Присесть)

И тихонько разом сели.                 (Выпрямится и сесть)

 

 

5. Практическая работа учащихся.

-Ну  что ж,  теперь  приступим  к  работе. Для  этого давайте вспомним правила ТБ при работе с пластилином.

Правила безопасной работы с пластилином.

─  работать с пластилином только на салфетке или специальной доске. Выбрать для работы нужный цвет пластилина,

─  обрезать стекой нужное количество пластилина,

─  согреть кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

─  Во время работы содержать рабочее место в порядке и чистоте, соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

-Молодцы, ребята!  Инструменты, материалы, шаблон  у вас на столе. Начинаем с основы.

-Не забудьте размять пластилин в руках-он будет более податлив и эластичный.

Преподаватель наблюдает за работой учащихся, по необходимости помогает им.

На заметку

При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности: при смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим дают зеленый, красный с желтым – оранжевый, синий с красным – фиолетовый. При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества. Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой. Примешивание черного к основному цвету дает его более темный тон, белого – пастельный.

Уборка рабочих мест.

6.Рефлексия, закрепление нового материала.

-Сегодня мы с вами познакомились с историей и технологией изготовления композиции в технике «пластилиновая живопись». Сделали свою композицию.

-Ответьте, ребята, на несколько вопросов:

Что нового узнали, чему научились, понравилось ли вам занятие и что бы вы хотели сделать

ещё и кому подарить?

7. Подведение итогов урока:

Преподаватель и учащиеся вместе анализируют сделанные работы.

-Посмотрите, какие интересные работы у нас получились. Вы поработали хорошо, все получат положительную оценку.

Все молодцы!!! Желаю вам удачи! До свидания.

 

8. Литература.

1. Ю.А. Майорова «Поделки из солёного теста и пластилина»

ООО Издательство «Доброе слово» 2011г.

2. Истоки /Стихи поэтов Верхнеуральского района Челябинской области/, Верхнеуральск 1995г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Oxana (10.01.2018)
Просмотров: 532 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: