Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Методическая разработка внеклассного занятия Тема: «Вслед за Широкой Масленицей»

 

Внеклассное занятие  (11.03.2021г.)

Тема: "Вслед за Широкой Масленицей"

 

Цель: 

Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре,  обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.

 

Задачи:

*Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы

*прививать интерес к русской народной культуре

*воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям

*воспитывать культуру общения друг с другом, работу в коллективе *самовоспитание личности обучающихся.

 

Оформление, оборудование:

слайды о празднике, компьютер, зрительный ряд- репрдукции картин на тему Масленица Бориса Михайловича Кустодиева, для практической работы- бумага «радуга», клей, ножницы, пайетки.

 

План занятия

1.Организационный момент, объяснение темы внеклассного занятия.

2. Ход занятия:

*История праздника, традиции и обычаи

*Ритуалы масленичной недели

1 день: понедельник – встреча

 

2 день: вторник – заигрыш

 

3 день: среда – лакомка

 

4 день: четверг – разгуляй

5 день: пятница – тёщины вечери

 

6 день: суббота – золовкины посиделки

 

 

7 день: воскресенье – прощённое воскресенье

 

 

3. Практическая работа-создание образа масленицы

 

4. Рефлексия.

 

5. Итог занятия.

 

 

 

1. Организационный момент

Учитель:  Добрый день, ребята! Присаживайтесь! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, вы готовы? Начинаем наше занятие.

 

2.  Ход занятия

-Ребята, скажите, а какой у нас праздник на этой неделе? (ответы детей)

-Да, действительно, масленица самый радостный и светлый  праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Сохранился после принятия христианства. Кроме того Масленица, как  может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица  воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы .

Люди издревле воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

Как на масличной неделе,
Из печи блины летели.
С пылу, с жару из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица,  угощай,
Всем блиночков  подавай!
С пылу, с жару – разбирайте!
И хвалить не забывайте!

Масленица: почему так называется?

Наиболее распространенной является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей».

По другой версии это название появилось уже после принятия христианства. Ведь нельзя есть мясо, но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда будто бы и пошло название, связанное с масляными блинами. Еще эту неделю называли мясопустной — из-за того, что происходит воздержание от мяса, и сырной – потому что на этой неделе едят много сыра.

А еще называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Учитель:  Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо  всем,  что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали, а теперь давайте попробуем пояснить смысл пословиц и поговорок о Масленице. Кто правильно объяснит смысл поговорки или пословицы, тому блин.

  1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»
  2. «Без блина не Масленица»
  3. «Блин не клин – брюхо не расколет»
  4. «Не житьё, а Масленица!»
  5. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»
  6. «На горах покататься, в блинах поваляться»

-А теперь загадки загадаем. Отгадавшему блин. 

  1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)
  2. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)
  3. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

-Молодцы ребята!

С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

3. Практическая работа-создание образа масленицы

 

*Вспомнить технику безопасности при работе с режущими инструментами.

*Проанализировать этапы практической работы.

*Выполнение образа Масленицы в материале.

*Физкульминутка.  Выполняем упражнения для глаз: вверх-вниз, «ходики», вращение.

-Молодцы, ребята!  Инструменты, материалы, трафареты-  у вас на столе. Начинаем практическую работу.

Преподаватель наблюдает за работой обучающихся, при необходимости помогает им.

- А теперь, ребята, посмотрите, какие интересные и милые у нас получились работы!!!

 

4.Рефлексия

- Что нового узнали сегодня о Масленице?

-Посмотрите, что у нас с вами получилась. Какая замечательная Масленица получилась! Понравилось ли  вам  занятие?

 

5.Итог занятия

-А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за увлекательное путешествие в нашу историю, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

А теперь давайте будем пробовать блины, которые испекли по самым  разнообразным рецептам наши мамы, приятного аппетита!

Масленица, прощай!
На другой год опять приезжай!

Категория: Мои статьи | Добавил: Oxana (17.04.2021)
Просмотров: 97 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: