Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Цикл лекций по истории искусств ч.2. Левитан И.И.

                                 Исаак Ильич Левитан:  Автопортрет. 1880-е

                                                                    ЛЕКЦИЯ №2

                                      Тема: Творчество художника И.И.Левитана

 

      Цель : познакомить учащихся с творчеством художника-пейзажиста 19 века И.И.Левитана

     Задачи:                                                                                                                                                                                     

       Образовательная- учить навыкам исследовательской деятельности по произведениям

     художника; учить видеть красоту родной природы; выделять средства выразительности;                                                                                                                                  

       Развивающая – поддерживать интерес учащихся к изобразительному искусству;

       Воспитательная – учить уважительному отношению к природе, к искусству;

        воспитывать эстетические чувства, желание посещать музеи и

        изучать историю нашей страны.

                                                               Биография Исаака Левитана

Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры.

Исаак Левитан родился 29 августа 1860 в небольшом литовском городке Кибарты.  Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат — художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

                                                                     "Вечер. Золотой Плёс". 1889

                                                                      Холст, масло. 84,2 × 142 см

                                                Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

   "Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан.

 

Появление в 1891 году его «Тихой обители» произвело удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог. Что могло быть проще этой картины? Летнее утро. Студеная полная река плавно огибает лесистый мысок. Через нее перекинут жиденький мост на жердочках. Из-за берез противоположного берега алеют в холодных, розовых лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня небольшого монастыря. Мотив поэтичный, милый, изящный, но, в сущности, избитый.

 

 Мало ли было написано и раньше монастырей при розовом утреннем или вечернем освещении? Мало ли прозрачных речек, березовых рощиц? Однако ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово, запел новую чудную песнь, и эта песнь о давно знакомых вещах так по-новому очаровывала, что самые вещи казались невиданными, только что открытыми. Они прямо поражали своей нетронутой, свежей поэзией.

 

 И сразу стало ясно еще и то, что здесь не «случайно удавшийся этюдик», но картина мастера и что отныне этот мастер должен быть одним из первых среди всех.

 

 В чем же был секрет прелести этой скромной картинки и откуда могло взяться убеждение в великом значении ее автора? Ответить на этот вопрос трудно, так как высшее искусство не поддается определению словами. Оно остается тайной, звуком того колокола в андерсеновской сказке, благовест которого доносится из ближайшего леса, но найти который не дано благоразумным исканиям филистеров.

 

 Да и вся поэзия Левитана, в чем, в сущности, она заключается? Повседневные, почти убогие жалкие темы; большая дорога, лесок, весна, талый снег - разве не писалось все это и до него, не будет ли писаться до бесконечности, до полного пресыщения?

                                                                      «Тихая обитель». 1890

                                                                 Холст, масло. 87,5 × 108 см

                                             Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 « Мало ли у нас было правдивых художников за последние 20 лет, мало ли непосредственных этюдов?

Однако расстояние между Левитаном и другими огромное - целая незаполнимая пропасть. Левитан - истина, то, что именно нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете. А все другие только подделывались под истину или оставались в пределах дилетантизма, любительства...

И другие так же любили русскую природу, как Левитан ее любил. Кто не умилялся клейкими весенними листочками, запахом земли, сухих листьев, также и чудным запахом снега; кто не наслаждался, ступая по сырой, напитанной влагой весенней черной земле, глядя на сонливое покачивание березовых макушек или на яркий закат над рекой; кто не блаженствовал, лежа в траве или получая в жаркий, душный день первые крупные капли дождя от сизой грозовой тучи?

Вся эта сфера неуловимых, пожалуй, и физиологических, но таинственных и как-то странно пленительных, ощущений и составляет левитановское искусство.

Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа.

 Однако где те художники, которые без литературных комментариев (бывают такие «литературные комментарии» и в пейзаже), сразу, одним общим видом своих картин заставляли бы перечувствовать подобные, охватившие их среди природы, настроения?

Во всей истории искусства их было очень немного, и Левитан стоит в ряду этих немногих одним из самых первых - настоящий поэт Божьей милостью. Безвременная смерть этого большого художника незаменимая потеря для русского искусства."

А.Н.Бенуа

                                                                                     "Стог". 1894

                                                                        Холст, масло. 29 x 40 см

                                                            Ульяновский художественный музей 

 

Левитан был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его до попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и трактовке состояний природы: он показывал русскую природу в широком диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был тяжело и неизлечимо болен.

   С другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. В русской природе, которую Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти “тихую обитель”.

                                              «Последние лучи солнца. Осиновый лес». 1897

                                                                    Холст, масло. 63 x 56 см

                                                           Местонахождение неизвестно

 

"Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них - собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное - суета сует... Но, понимая это, я все же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном..."

Исаак Левитан

 

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана:

“Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”.

                                                          Солнечный день. У избы, 1898

                                                              Холст, масло. 81 x 107 см                         

                   Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  Творчество Исаака Ильича Левитана удивительно и прекрасно, захватывает людей уже многих поколений — и искушенных в живописи, и случайно увидевших полотна этого великого живописца. Очень показательны отзывы посетителей экспозиции — даже не всегда удовлетворительное качество фоторепродукций не создает барьера — гармония красоты, к которой прорвался автор, настигает зрителя.

  Главной задачей пейзажиста Левитан считал создание образа, способного передать жизнь природы. Часто он привозил в мастерскую цветы. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами.

“Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, — говорил Левитан. — Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов”.

Левитан был очень внимателен к своим ученикам. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Иной раз Левитан замечал, что его ученики материально нуждаются, и немедленно оказывал им помощь. Помогал он очень тактично, не обижая.

Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Так было и летом 1900 года. Ученики Левитана поселились в Химках. Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: “Где Левитан, где Исаак Ильич?” В ответном письме Левитан, всегда ценивший шутку, писал: “Передайте грачам, что как только встану — приеду. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет”.

Но Левитан уже не встал. 22 июля 1900 года он умер.

   Последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.

8 малоизвестных фактов из жизни величайшего Исаака Ильича Левитана:

1. Исаак Левитан не был женат никогда. Несмотря на это, судя по его личной любовной переписке, с женщинами он обращался довольно таки ловко.

2. Пребывая на обучении, зачастую у него не было места для ночлега. В таких случаях, после завершения вечерних уроков, молодой художник проводил время на последнем этаже здания училища. А после долгой ночи у него опять было время на мечты о природе, которую он очень любил.

3. Левитан сильно подружился с А.П. Чеховым задолго до того, как оба приобрели славу.

4. Когда Исааку было всего 19 лет, он получил своё первое признание, как художник. На одной из выставок, к нему подошёл Третьяков и предложил 100 рублей за работу «Осенний день. Сокольники». Смущённый парень просто не мог отказать.

5. Пребывая в Москве, живописец некоторое время снимал меблированную комнату на улице Тверской. Хозяйка брала с него плату только этюдами, а деньгами – никогда. При этом, выбирала она их  очень щепетильно.

6. Был период, когда в Москве Исаак Ильич в мастерской С. Морозова – очень богатого купца. Последний настолько был доволен его работой, что отдал свою роскошную мастерскую, включая слугу, в полное распоряжение живописца.

7. Художник писал только природу, а на его картинах не встретишь людей. Единственное исключение – это полотно «Осенний день. Сокольники», на котором есть фигура человека. Вместе с этим, мало кто знает, что она была добавлена Николаем Чеховым, братом известного писателя.

8. Исаак Левитан впал в меланхолию за несколько месяцев до своей смерти.

 

 

                                                    Осенний день. Сокольники, 1879г.

 

                                   Эта последняя картина Левитана написана в 1895 году.

«Озеро Русь» — основное произведение живописца поздней поры. Художник так и не завершил это творение, так как умер. Но даже в этом незавершенном виде картина производит на всех зрителей просто грандиозное впечатление. Солнечный день, его невероятная свежесть и особенная яркость, переданы с особой непосредственностью, которая почти импрессионистская. Зритель видит, как по небу плывут великолепные золотистые облака, причудливо отражаясь в озере. На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зеленые луга, осенние деревья. Все это наполняет нас верой в то, что Россию ждет очень радостное и обязательно доброе будущее.

Картина Левитана – некий синтез всех наблюдений и впечатлений художника над природой своей земли.

Над этим полотном художник работал невероятно долго и главное вдохновенно. Для него он делал множество этюдов и эскизов. Очень часто ездил на озера в Тверской губернии, которые и стали натурой его шедевра.

Левитан мастерски сочетает богатые краски лета с буйством оттенков осенней природы. Замысел художника в том, что именно такой должна быть природа в достаточно редкие минуты ее подлинного счастья. Перед зрителем предстает невероятно романтическая картина, которая звучит словно лирическая песня.

Важно, что небо – не просто фон картины. Возникает непреодолимое ощущение, что облака не просто плывут и догоняют друг друга, а словно выходят за рамки полотна. Именно облака – наиболее выразительная часть этого грандиозного пейзажа.

Пространство охвачено настолько масштабно, что создается поистине панорама. Облака движутся, усиливая эту невероятную широту.

Все цвета картины необыкновенно яркие и чистые. Облака далеко не просто белые. Они слегка фиолетовые и немного желтоватые там, где их освещают лучи солнца.

Все полотно создано мазками большой ширины, которые обобщают все предметы.

Живописец старается соединять некую декоративность и подлинную монументальность; сложность и обобщенность изображаемого им, психологизм и тонкость переходов между цветом и светом.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Oxana (27.08.2017)
Просмотров: 564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: